Служить отечеству по примеру Демидовых

Alexandrovka2Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил, что краеведение – это не только изучение малой родины, ее памятников и достопримечательностей, но и практическая деятельность, направленная на их защиту, охрану, сбережение. Эти слова и сегодня не теряют своей актуальности. Замечательно, когда неравнодушные люди объединяются вокруг идеи возрождения культурного наследия. Несколько лет назад в Ленинградской области возникла межрегиональная социальная культурно-просветительская общественная организация «Александровское собрание». Ее руководитель Александр БОРОВИКОВ по образованию – учитель истории, по роду сегодняшних занятий – предприниматель, а в душе – археолог, краевед, просветитель.

– Александр Геннадьевич, для чего же создано Александ­ровское собрание?
– Наша главная миссия – возрождение наследия Демидовых на основе восстановления храма-усыпальницы святого Александра Невского в деревне Александровка в Гатчинском районе. Церковь входит в состав усадьбы «Большие Тайцы» – выдающегося памятника архитектуры и садово-паркового искусства последней четверти XVIII века, включенного в Список культурного всемирного наследия ЮНЕСКО.
Сегодня здание церкви нуждается в срочных противоаварийных работах, с которыми приход храма не сможет справиться самостоятельно. Храм, которому уже больше 220 лет, взывает о помощи.
– Как вы лично оказались причастны к делу возрождения этого храма?
– В середине 2000-х годов я познакомился с протоиереем Михаилом (Владимировым), который в то время был клириком подворья Тихвинского монастыря в Петербурге. Когда отец Михаил стал настоятелем храма в Александровке, он пригласил меня туда. До этого я имел поверхностное представление об истории этого края. А когда приехал в Тайцы, увидел усадьбу Демидовых, Дудергофские высоты, прикоснулся к уникальной истории церкви Александра Невского, то остаться равнодушным уже не мог. Такое здесь происходит с каждым, кто позволяет своей душе почувствовать энергетику этих удивительных мест.
В судьбе нашей церкви, как в капле воды, отражены судьбы многих храмов России, разоренных и поруганных в безбожные времена. Церковь была закрыта в середине 1930-х годов, долгое время пустовала, после войны в ней находился колхозный элеватор, в колокольне – склад горюче-смазочных материалов. В 1960-х годах снесли купола, колокольню. Храм, переживший все войны и революции XX века, стал превращаться в руины…
В 1990-1991 годах усилиями местных жителей и историко-просветительского общества «Возрождение» было проведено несколько субботников по расчистке церкви и прилегающей территории от завалов и хлама. Было привлечено внимание к этому объекту инспекции по охране памятников. В 1992 году на бюджетные средства была проведена консервация здания, сделан паспорт памятника, выполнены обмеры и эскизный проект реставрации. В церкви впервые после лихолетья отслужили молебен.
Затем работы приостановились на пятнадцать лет, когда была вновь зарегистрирована община, силами которой была сооружена кровля над храмом, убрана растительность с крыши и вокруг здания. Было произведено обследование технического состояния строительных конструкций и фундаментов, выполнен проект по усилению стен церкви. Фундаменты храма удалось укрепить силами прихода. По настоящее время все возможные работы выполняются прихожанами, а строительные материалы приобретаются на пожертвования.
10 сентября 2011 года храм был освящен отцом Владимиром Феером, и в притворе церкви, где безопасно находиться, стала совершаться Божественная литургия. В январе 2014 года богослужения перенесли в построенный общиной деревянный храм, в котором также обустроены помещения для занятий с детьми, библиотека и помещения для отдыха паломников.
Осенью 2011 года в ходе работ по расчистке фундамента в храме были обнаружены четыре захоронения, что стало настоящим научным открытием, хотя о том, что храм является родовой усыпальницей Демидовых, нам уже было известно из архивных материалов. Теперь это подтвердилось!
Сразу же после обнаружения захоронений к их исследованию были привлечены специалисты Института истории материальной культуры РАН. После проведения археологического обследования погребений, выполненного по всем требованиям научной методики, обнаруженные останки были переданы в Ленинградское бюро судебно-медицинской экспертизы. Около полугода под руководством известного российского судмедэксперта профессора Юрия Молина проводилось молекулярно-генетическое исследование.
В результате было доказано, что в церкви захоронен Петр Григорьевич Демидов, генерал-адъютант Николая I и Александра II, герой «венгерского похода». Рядом с ним погребена его жена Елизавета Николаевна, а также их 11-летний сын Григорий. Принадлежность четвертого захоронения, женского, идентифицировать до сих пор не удалось. Там вместе с останками обнаружили уникальный зубной протез, изготовленный фирмой Фаберже, с использованием драгоценных металлов. Он выполнен на высочайшем, даже для современной стоматологии, уровне. Все это говорит о том, что социальный статус этой женщины был очень высоким, но кто она, до сих пор остается загадкой…
Таким образом, на сегодняшний день доказано, что храм Александра Невского в Александровке является второй известной в России внутрицерковной усыпальницей Демидовых. Еще одна усыпальница находится в Николо-Зарецкой церкви в Туле, другая была в Нижнем Тагиле (она была взорвана вместе с храмом в 1970-х годах). По согласованию с праправнучкой Петра Григорьевича Демидова Пирьe Тойвонен, ныне проживающей в Финляндии, останки Демидовых были торжественно перезахоронены в храме Александра Невского в июле 2012 года.
– Местные жители откликаются на возрождение храма?
– Социально-активных граждан, интересующихся культурой, всегда меньшинство. Но в культурно-досуговом центре в Тайцах есть Школа третьего возраста, слушатели которой очень активны. Мы с ними даже разработали совместный проект по благоустройству территории вокруг храма и в парке – с использованием ландшафтного дизайна. Проект мы намерены подать на соискание Губернаторского гранта. Есть и довольно много молодых людей, которые приходят в церковь с желанием помочь. Так что, актив у нас есть…
Когда мы осознали, насколько тесно, начиная со второй половины ХVIII века, наш храм переплетен с культурной, церковной и военной историей России, родилось решение о создании на основе церковного прихода светской общественной организации для привлечения к делу возрождения храма, а также усадьбы «Большие Тайцы», частью которой когда-то был храм, как можно большего количества людей. Мы призываем к сотрудничеству всех, кому дорога история и культура России. Не обязательно православных, не обязательно церковных. Главное – добрая воля и желание возрождать культуру.
Решение о создании Александровского собрания было принято в 2012 году, в июне следующего года организация была зарегистрирована. В попечительский совет общества входит уже упомянутый профессор Юрий Александрович Молин, краевед и исследователь истории рода Демидовых Елена Иосифовна Краснова, доктор исторических наук, почетный гражданин Ленинградской области профессор Анатолий Николаевич Кирпичников. Дружеские отношения у нас установились с Александрой Петровной Белавской, дочерью священника Петра Белавского, служившего в Тайцах, затем прошедшего через сталинские лагеря и ссылки, а после войны возродившего Павловский собор в Гатчине.
По вопросам возрождения наследия Демидовых наша организация поддерживает самые разнообразные контакты – от Петербурга и Финляндии до Урала. Установлены связи с общественными организациями и мэрией Нижнего Тагила, а также со специалистами из Екатеринбурга и Перми, которые занимаются историей рода Демидовых.
Совместно с приходом храма нами получено благословение наместника Александро-Невской Лавры владыки Назария на проведение в стенах лавры выставок, концертов и иных мероприятий. С Лаврой, помимо имени Александра Невского, нас вообще очень многое связывает: архитектор Иван Старов строил Троицкий собор в Лавре и усадьбу в Тайцах. Именно он был автором проекта нашего храма, давшего имя деревне Александровка. Так что восстановление этого уникального творения Старова имеет важное значение для истории и культуры России.
Будучи женатым на сестре первого владельца усадьбы Александра Григорьевича Наталье, Старов много строил для Демидовых. Архитектор с супругой Натальей Григорьевной похоронены в некрополе Лавры, как и более десяти других представителей рода Демидовых.
– Что известно о потомках Демидовых после революции?
– Петербургская ветвь Демидовых оказалась в Финляндии. Есть потомки Демидовых в Англии, Италии и во Франции. Во Флоренции демидовский храм и сегодня считается одной из лучших православных церквей за границей.
Сегодня из всех потомков Демидовых самое активное участие в судьбе нашего храма принимает наш большой друг и единомышленница Пирье Тойвонен. Но, может быть, и другие потомки Демидовых за границей смогут помочь в возрождении наследия Демидовых в Тайцах? Объединение вокруг дела восстановления усадьбы и храма зарубежных потомков Демидовых – одна из важных задач нашей организации.
Кстати, петербургская ветвь рода Демидовых до сих пор недостаточно изучена. А ведь она дала Петербургу и России очень много – от основания первой консерватории до масштабных государственных проектов, ни один из которых, начиная с Петра I и до 1917 года, не реализовывался без участия Демидовых. При этом из 184-х Демидовых, упомянутых в наиболее полной мужской родословной, составленной Еленой Красновой, профессиональными горнозаводчиками были не более тридцати. Остальные были дипломатами, учеными, просветителями, строителями, государственными, общественными и военными деятелями, вклад которых в историю и культуру России просто невозможно переоценить.
Уже сегодня при полуразрушенной церкви Александра Нев­ского существует небольшой музей Демидовых.
– Какими практическими делами занимается Александровское собрание?
– Мы подготовили проект концепции возрождения Демидовской усадьбы в Тайцах, в основе которого – идея служения Отечеству по примеру Демидовых. Восстановленная усадьба могла бы стать центром возрождения и развития лучших отечественных предпринимательских традиций, а также традиций меценатства и благотворительности. Концепция была представлена в Законодательном собрании, Комитете по культуре и Общественной палате Ленинградской области.
Другая неотложная задача – сбор средств на проведение противоаварийных и проектно-реставрационных работ в храме. А для этого нужна широкая просветительская работа. Поэтому совместно с приходом храма мы занимается проведением концертов, фестивалей, праздников, ярмарок, выставок, организуем походы по святым местам. Наши традиционные областные фестивали «С именем Александра Невского», приуроченные к осеннему и зимнему престолам храма, стали значимым событием культурной жизни Ленинградской области.
Настоятель храма отец Михаил много внимания уделяет работе с детьми. Во время богослужений поёт детский церковный хор. На территории храма отмечаются все традиционные праздники: Рождественский сочельник, святки, Масленица, Красная горка, проводятся народные гулянья с ярмарками, старинными песнями и забавами, а также мастер-классами по традиционным ремеслам.
В рамках нашей организации действует антрепризный Александровский театр, в котором собраны профессиональные актеры театров Петербурга, создано несколько постановок. Один из наиболее ярких спектаклей, «Александр Невский – имя России», был неоднократно показан в Петербурге, а также тепло принят зрителями Череповца, Пскова и Екатеринбурга. Новая постановка 2015 года «Князь Владимир» также с успехом прошла в Гатчине и Владимирском соборе Петербурга.
В декабре 2015 года на встрече с главой администрации поселка Тайцы Игорем Соловьевым с участием областной Общественной палаты было решено создать рабочую группу для координации общих усилий по восстановлению усадьбы Большие Тайцы и церкви Александра Невского.

Подготовил Сергей ЕВГЕНЬЕВ
Фото Павла Семченкова

Добавить комментарий